Иногда сценические установки представляют собой более сложные конструкции (как, например, в «Заложнике» — театр «Уоркшон»), но, как правило, это архитектурная, функциональная декорация, а не живописная.
Отказываясь от внешнего правдоподобия, иллюзионизма, режиссеры освобождают сцену от всего лишнего, от всяких исторических и бытовых подробностей. «Наша сцена предлагает себя во всей своей обнаженности: никаких украшений, никакого эстетического обмана, никакой декорации»,- пишет Вилар. Лишь минимум аксессуаров, определяющих место и время действия. Намеки, знаки (разумеется, понятные, реалистические) — вместо обозначения, внушение — вместо описания. И только благодаря гармонии всех компонентов и главным образом выразительной силе игры актеров спектакль обретает свое истинное время, место и значение.
И все же Ронни уже одерживает, пусть пока еще небольшую, победу. Хитроумная композиция пьесы позволяет увидеть то, к чему стремится автор — воздействие проповедуемых Ронни идей на самых простых, совсем обыкновенных людей. Не очень умная и совсем необразованная Бити, которая поначалу лишь повторяла его слова, обретает дар речи. Она тоже становится воительницей за духовную культуру, за то, чтобы мозг и сердце человеческие были открыты всему неведомому, новому.
Речь идет не о моем сочинении, а о трагедии Софокла, за которой стоит целый мир». Попытаемся разгадать смысл этих слов. Прежде всего, как можно интерпретировать Софокла современными средствами, ни в чем его не изменяя, и какие современные средства имеются в виду? В каком смысле Орф называет свою «Антигону» культовой драмой, противопоставляя ее обычной опере, и какой мир полагает он стоящим за трагедией Софокла?
Что же все-таки хочет сказать Ионеско в «Носороге»? Почему полны фантастических кошмаров пьесы, написанные им ранее? Посрамление ли это разума и проповедь иррационализма, идущая еще от романтиков XIX в., Ницше и сюрреализма? Не совсем так. Ведь фантастика и бредовые кошмары пьес Ионеско не являются альтернативой логики и разума. Они рождаются в результате столкновения «человека без качеств» с логикой. Кошмары, как это часто указано в ремарках, должны вселять в зрителей чувство отвращения, а что это чувство не самоцель, видно в «Носороге».