Последняя не означала ничего иного, как абсолютизацию гегельянства. Фашиствующее философствование спекулировало «антихристианизмом» Ницше, но опиралось,- объективно говоря,- вовсе не на него, а именно на возможность «абсолютной идеи» и конкретно на гегелевскую теорию государства. Нет ничего удивительного в том, что марксист Брехт развивал диалектику Гегеля, а его противники — гегельянский объективный идеализм в вопросах философии, истории и политики.
Нет поэтому ничего удивительного так же и в том, что французские мыслители от всех немецких черт в экзистенциализме отказались и обратились к Декарту. Французский экзистенциализм интеллектуален, немецкий — покоится на инстинкте. Французы должны были в своей работе отбросить всякие идеалы, ибо именно в сфере идеалов работал и преуспевал тоталитаризм.
Вот почему Сартр перенес проблемы бытия целиком в подконтрольные сферы человеческого сознания и уже тем самым сделал их предметом сознательной человеческой заботы и ответственности, переведя весь комплекс экзистенциалистских вопросов и ответов в сферу практической жизнедеятельности людей.
Отсюда был один шаг к занятиям социологией и историческим материализмом. Сартр сделал и этот шаг. После войны Сартр написал ряд работ, свидетельствовавших о том, что к этому времени он был уже весьма фундаментально осведомлен в вопросах марксизма. Но, целиком разделяя все положения марксизма в теории классовой борьбы, Сартр предпринял уже тогда полемику с марксизмом по вопросам личности. («Экзистенциализм — это гуманизм», 1946).