Английские драматурги

Английские драматурги

Как и другие английские драматурги 50-х годов, Биэн естественно и принципиально демократичен в выборе и трактовке героев; он пишет о той среде, которую прекрасно знает по собственному жизненному опыту. В творчестве Биэна присутствуют идейные мотивы, характерные для всей английской драмы «новой волны»: критика фальшивых общих идей, иерархической общественной системы, утверждение прав человека из низов, но эти мотивы выражены драматургом по-своему, неожиданно и самобытно.

Биэн не бросает в лицо обществу горьких сарказмов, как Осборн; его герои не ведут дискуссии о социализме, как персонажи пьес Уэскера. Антибуржуазный пафос драматургии Бизна в другом. Герои его пьес обездолены, их судьбы исковерканы, они зарабатывают себе на жизнь ремеслом самого низкого разбора, но они не продали свою душу, не восприняли принципа жизни, выраженного в афоризме «человек человеку волк». Для Биэна несомненно, что дело не в испорченности человеческой натуры, а в античеловеческих условиях жизни. Более того, драматург видит и показывает, что буржуазные нормы жизни и морали не вечны и не всемогущи, ибо в людях — даже в людях дна — живы силы сопротивления.

Эта мысль в парадоксальной форме выражена в пьесе «Смертник», которой Биэн дебютировал.

Место действия — дублинская тюрьма. Смертник — это заключенный, которого приговорили к смерти за зверское убийство брата. Приготовления к казни, занимающие одни сутки, составляют сюжетный костяк. Однако смертник — не герой пьесы. Дело не только в том, что он так и не появляется на сцене,- тот же прием может необычайно сильно высвечивать центральную фигуру героя — как в «Последних днях» Михаила Булгакова. У Биэна схема «герой — окружение» перевертывается, судьбы многих становятся предметом изображения, а индивидуальная судьба — фоном.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031