Бриттеновские «оперы для музыки»

При всех достоинствах этого произведения, проявившихся особенно в интересном и весьма дискуссионном спектакле «Комише опер», на этот раз совершенно ясно, что эстетика оперы находится в противоречии с театральной эстетикой шекспировской комедии. В растянутое «оперное время», не соответствующее времени поэтическому и времени комедийному, прокрадывается скука. Камерность оркестрового звучания еще не гарантирует необходимой легкости развития действия. Акробат

Пэк одинок и неуместен среди тяжеловесных оперных певцов. «Сон в летнюю ночь» Бриттена несет на себе печать ущербности жанра, в котором собственно-драма сжата и оттеснена музыкой и в то же время скована нерасторжимой зависимостью от музыки в масштабах всей структуры в целом. Вероятно, Бриттен ощущает субъективно свои оперы полноценными драмами и далек от мысли, что только музыка в них, только одна часть несовершенного оперного синтеза отвечает всем требованиям подлинной художественности.

Бриттеновские «оперы для музыки» интересно сопоставить с музыкально-театральными произведениями тех композиторов, которые, движимые агрессивным критицизмом и неприятием «оперной эстетики», подрывают доверие публики к опере и переворачивают представления о музыкальном театре вообще. Вспомним здесь лишь один частный случай: многолетнюю работу К. Орфа над музыкальной интерпре-тацией той же шекспировской комедии в немецком переводе А. В. Шлегеля.

Выбирая пьесу Шекспира, Орф полагал, что ему как композитору предписана шекспировская форма спектакля, который сам по себе не мог быть ни оперой, ни сценической ораторией. Таким образом, музыкант должен создать музыку, которая не парушает композиционных пропорций пьесы, а лишь «озвучивает» данные драматургом формы.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031