Действительно, буржуазная эпоха наряду с разделением труда, промышленной революцией и развитием капитализма на основе принципа «laissor faire» дала индуктивный, научный метод мышления. Пафос научного анализа, открывающего новые объективные законы природы, стал господствующим к концу XIX в. Все оказалось взаимосвязанным в сети детерминизма, каждое явление, как выяснилось, можно объяснить и проследить в развитии, т. е. во взаимодействии со средой, протекающем во времени. В эту сеть детерминизма попали и литературные герои, хотя действительной причиной было не открытие законов и установление причинно-следственных связей — законы существовали всегда,- повысилась лишь зависимость человека от общества, он перестал принадлежать себе в результате разделения труда и капиталистического отчуждения.
С упрочением понятия детерминизма одним из основных достоинств литературного произведения стал считаться психологизм, т. е. умение писателя вывести нюансы чувств и поведения героев из фактов действительности, причем действительность рассматривается уже не только в своих социальных связях, но и в естественнонаучных, биологических и т. д. Не случайно появление детективного жанра приходится именно на вторую половину XIX в.: пристальное внимание к причинно-следственным связям позволило сделать узлом повествования их восстановление в ходе раскрытия преступления. В центре оказывается уже не само преступление или фигура преступника — человека, нарушающего привычный ход жизни и поэтому более близкого романтической традиции, но на первый план выступает сыщик. Сыщик как бы утверждает всеобщий детерминизм: по уликам и единичным свидетельствам» он реконструирует картину и мотивы преступления и находит недостающий элемент в целой системе событий и фактов.