Центр внимания

В случае, когда лирическое личное начало намеренно уничтожается (правильнее было бы сказать, что оно выступает в негативной форме), получается картина действительности, лишенной всякого смысла. Здесь следует упомянуть Н. Симпсона, пьесы которого несколько напоминают «раннего» Ионеско. Но, в отличие от Ионеско, у Симпсона нет речи о темных силах, заполняющих образовавшуюся пустоту. Выдержанные в традициях английской «nonsense», его пьесы дают гротескную сатиру на прозябание мещан, используя получающееся в духе А. Жарри несоответствие между внешней логичностью высказывания и абсурдностью его содержания.

Если в центре внимания Симпсона оказались сочетания слов, из странностей которых он извлекает комические эффекты, то Гарольд Пинтер настойчиво пытается разглядеть за ними реальность. Она так упорно ускользает от него, что кроме данности увидеть ничего не удается; все, что уходит за пределы непосредственно явленного, кажется мистификацией. Но уж то, что дано, узнается всеми.

Демократизм, обращение к формам «низкой жизни», к повседневной небрежной речи, к деталям быта, настолько вошедшим в привычку, что их перестали замечать,- все это не позволяло отрывать Пинтера от общего направления, без раздумий окрещенного «школой кухонной раковины». С другой стороны, эмоциональное содержание его пьес — смятенность перед лицом жизни, острое ощущение опасности, грозящей человеку из хаоса внешнего мира,- характерно для того, что принято называть «театром абсурда» или «антитеатром».

Действительно, «антитеатр» — это отрицание театра, относящегося к действительности с доверием. Такое доверие существует, когда признается детерминизм, закономерная взаимосвязь явлений, когда в обыденных поступках проступает реакция на что-то более значительное.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031