Долгое время

Долгое время

Сартр долгое время считал, что Маркс оставил недоработанной проблему личности, индивидуального бытия, что в диалектике социального и индивидуального последнее требует дополнительной разработки, особенно в условиях XX в. Он считал, что марксизм нужно «дополнить экзистенциализмом». Эти положения были развиты им в работе «Критика диалектического разума» (1958), где Сартр свою этико-философскую систему стремится своеобразно сочетать с материализмом в вопросах истории и социологии. Признавая законы классовой борьбы, лежащие в основе развития истории, Сартр утверждает, что для действия этих законов отнюдь не безразличны мотивы поведения отдельного индивидуума.

Другими словами, Сартр считает, как уже говорилось, что не только личность детерминирована историей, но н история в значительной мере «детерминирована» личностью. Все это остается в пределах убедительности, пока Сартр в своих рассуждениях не доходит до проповеди абсолютной свободы человеческого разума, свободы, которая может обойтись, якобы, даже без перспективы развития, одним лишь «наличным бытием». Свободу разума Сартр долго абсолютизировал и отождествлял со свободой воли. Это придавало некую весьма характерную двойственность всей системе его взглядов в области философии. Сам философ, однако, считал и продолжает считать именно эту двойственность — достижением своей мысли.

Характерно, что, на наших глазах чрезвычайно «левея» в своих политических взглядах, Сартр в последнее время все больше склоняется от волюнтаризма к детерминизму в истолковании исторического процесса и роли личности в нем.

«Я полагаю,- говорил он в Праге в 1963 г.,- что в каждом столетии существует только одна большая тема. Темой романа, который в нашем столетии стал бы тем же, чем был «Дон Кихот» в XVII веке и «Война и мир» в XIX, может быть только одна тема: опыт осуществления социализма с 1917 года до наших дней. Такова главная тема нашего столетия.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031