Древний миф

Древний миф

Можно сказать, что ясность, которой от П. Вайса могут требовать, не подсказывается современной мировой ситуацией. А ведь драматург решает не проблему западногерманской, французской или какой-нибудь иной революции, произойди она в наше время, а вопрос о том, что может в иных случаях означать такой переход, какие формы он принимает и как это сказывается па тех, кто творит революцию; кто пытается, как де Сад, жить вне ее; кто следует за всеми непонятными поворотами переменчивой эпохи, содействуя этим переменам и даже не предполагая, к каким последствиям они могут привести, какие рецидивы прошлого вызвать к жизни.

Революция — всегда катаклизм, а для целых общественных классов и слоев — катастрофа. Значительные общественные силы капиталистического Запада хотели бы избежать ее. Они согласны на все, лишь бы сохранить свое благополучие. В остро-гротескной форме показал это Дюрренматт в пьесе «Геркулес и авгиевы конюшни». Древний миф использован драматургом для вполне прозрачной аллегории. Элида вся погрязла в навозе, но, когда Геркулес по приглашению Авгия прибывает для свершения своего очистительного подвига, обыватели города делают все, чтобы помешать чистке. Они предпочитают жить среди грязи, которую сами возвели горами до небес, опасаясь — не безосновательно,- что, если убрать грязь, пострадает весь строй их благополучной жизни, состоящей в приспособлении к существованию в дерьме.

Только ли Швейцария и ее обыватели напоминают нам дюрренматтовскую Элиду? — Конечно, и другие страны, погрязшие в скверне, созданной веками несправедливостей и неравенства, в равной мере являются объектами сатиры писателя.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031