Единичный акт

В 40-е годы XVII в. стиль возник во имя идеи этатизма, а не против нее, как в экзистенциалистской трагедии, но проблема этатизма доминировала и там и тут.Единичный акт Классицизм возник как венчание драматургии и театра с абсолютистским государством. И, хотя такие крупные ученые, как А. К. Дживелегов, считали, что классицистская трагедия тогда была насаждена сверху (имеется в виду политика Ришелье и его давление на Корнеля), нам представляется все же, что классицизм в целом и ранний Корнель в особенности — объективно отражали трагедию не мнимого, а действительного единства человека и государства. Отсюда общая фронтальность эстетики классицистского спектакля и лапидарность драматического конфликта в трех, мыслимых классицистами, измерениях реальности (закон, унаследованный французскими интеллектуалистами и совершенно противопоказанный Брехту и его последователям, поскольку сюжетом брехтовского театра всегда является развитие, время, процесс; серийность эпизодов, а не единичный акт); отсюда и классицистское восприятие трагического как отклонения от жизненной нормы. В интеллектуальной же драме — наоборот, нормой являлось само отклонение, само трагическое состояние. Для Брехта трагизм заключен был в «низком», в обыденности, в быте — ив истории.

Нет ничего удивительного в том, что Корнеля, в лице которого стиль еще боролся за свое существование, Сартр считал своим учителем, а театр Расина, кульминационную точку развития классицистской поэтики, — отрицал, так же впрочем, как и мольеровский социальный театр характеров. Из драматургии Корнеля Сартр извлек свой «конфликт прав» — так на языке сартровской терминологии обозначался гораздо более универсальный, соединяющий человека и человечество, корнелевский конфликт между долгом и чувством.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031