Годы муссолиниевской культурной политики

Годы муссолиниевской культурной политики

В Италии последователем нововенской оперной традиции стал еще в годы муссолиниевской культурной политики Луиджи Даллапиккола, создатель двух широко известных на Западе опер «Ночной полет» (но А. Сент-Экзюпери) и «Заключенный» (по новелле «Пытка надеждой» В. де Лиль Адана), получивших признание как пьесы для радио и телевидения. Но, вероятно, ближе всех к оперной эстетике Шенберга и его венских учеников стоит теперь Луиджи Ноно, хотя он и вносит в традицию своих духовных отцов неожиданный корректив: идею политического пропагандистского театра, Шенбергу чуждую.

Тема оперы Ноно «Нетерпимость. 1900» — непримиримость к насилию вообще и, в частности, к тоталитарно-фашистской его форме . Опера открыто демонстрирует ту противоположную аполитичному музыкальному «авангарду» концепцию искусства, которая отвергает «безыдейную игру» и защищает определенную идейную миссию искусства в обществе. Цель Ноно во всех его экспериментах — «новый реализм», который, по его мнению, неизбежно следует за полосой экспрессионизма и несет на себе всю тяжесть его открытий. Главные отличительные качества этого реализма — исключение «описательности», иллюстративности, изобразительных аналогий, полное подчинение звуковой материи средствам новой техники письма.

«Нетерпимость» — сюжетная опера, главный пафос которой — политический протест, пропаганда идей Сопротивления и социалистических преобразований общества. Претендуя на правильное осознание коллизий и движущих сил истории, автор, сформулировавший свои идеи в либретто, не отрицает трагизма исторических конфликтов, более того — он их подчеркивает символической гибелью главного героя.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031