Хор пожарников

Все особенности проявили себя в творчестве наиболее оригинального представителя швейцарской школы интеллектуалистов — Макса Фриша. Героем его драматургии является безответственный представитель толпы, обыватель. В этом смысле Фриша можно считать прямым последователем Брехта. В пьесах «Андорра» и «Бидерман и поджигатели» Фриш по-брехтовски исследует пристально и беспощадно весь механизм «шкурных» интересов трусости, эгоизма и безответственности толпы Бидерманов, поведение которых и приводит к тому, что они преспокойно терпят у себя на чердаке баки с бензином, холуйски угощают «поджигателей» жирным гусем (снова этот пресловутый символ немецкого филистерства — гусь!) и угодливо дают в руки «поджигателей» спички; затем удивляются, что в их доме начинается пожар.

Характерно, что «хор пожарников» в этой пьесе Фриша как будто есть прямое использование брехтовских «зонтов». Но нет, у Брехта «зонги» — момент авторского лирического вторжения в действие, у Фриша же — «хор» представляет собой все ту же инертную толпу обывателей-службистов, из которых состоят действующие лица; это все те же, что по долгу службы готовы тушить пожары, но кому и в голову никогда не приходит, что «между тем горело очень многое». Так, лихой бездельник-пожарник из «Лысой певицы» превратился у Фриша в целый хор бездельников-пожарников; тот ухаживал за служанкой, эти — распевают свои противопожарные «зонги». Обе эти «пожарные» метафоры, символизируя бездействие, как бы полемизируют с активностью образа пожарной команды в «Клопе» Маяковского.

«Интеллектуальная драма» в чистом виде уже не существует. Она в наши дни нередко переводится на язык прямого политического плаката, решается приемами аллегории, сатиры, гротеска; и, наконец,- документа. Появился философский кинематограф, использующий приемы интеллектуальной «мифологемы».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031