Изображение взаимоотношений отца и матери

Важным вторым планом пьесы служит изображение взаимоотношений отца и матери Пэм, питающих взаимную ненависть и не разговаривающих друг с другом. Это — своего рода среда, в которой разворачиваются основные события. Перед нами, правда, лишь один аспект косвенного влияния старших на младших — семейный, но представлен он мастерски.

Из сцен этого плана лучшей является финал — сцена окончательного тупика, в который зашли герои; на всем ее протяжении произносятся лишь три слова (это Лен, так и не ушедший из дома Пэм, просит принести молоток — он чинит стул). Все молча заняты своими незначительными делами, но, по свидетельству зрителей (среди них Лоренс Оливье), завершающий эпизод производит большое впечатление создаваемой им атмосферой. Здесь ведущиеся сейчас поиски наиболее эффективного специфически театрального языка возвращают нас к достижениям прошлого (например, Чехова). Драматург в данном случае прибегает к зримому эффекту воспроизводимых на сцене физических действий. Они, таким образом, оказываются средством передачи чувств, заложенных в самой ситуации, т. е. так называемого «подтекста». Подобный эффект преобладал у Пинтера: за простотой воспроизводимого чувствовалось что-то более сложное. Бонд, занятый другими проблемами, ставит свой стилистический tour de force в конец пьесы, когда все уже произошло, все известно и еще раз ретроспективно переживается в то время, как герои повторяют обычные жесты своей пустой, никчемной жизни.

«Наблюдать, как кто-нибудь делает что-то самое простое, говорит вам о нем больше, чем длинная аналитическая речь»,- эти слова Бонда возвращают нас к театральным теориям Арто, утверждавшего, что театр должен воздействовать на все уровни человеческого восприятия, помимо словесного.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031