Конечная ситуация

Конечная ситуация во всех пьесах тетралогии мрачна: не поддавшись всеобщей нивелировке, оставаясь самим собой, Беранже оказался один. Один на один с убийцей, один среди стада носорогов, один перед лицом смерти, один, охваченный ужасом при воспоминании об арсенале бомб, увиденных среди прочих чудес во время полета. Поиски абсолюта привели к мрачным результатам. Нигилистический смех над абсурдностью и уродством социальной жизни сменился мучительным переживанием кошмаров изолированного, «подпольного» бытия.

В отличие от Беккета, который в простых, но в то же время многозначных образах выражает довольно сложный комплекс идей, Ионеско весьма замысловато иллюстрирует простые исходные положения. Но обоих драматургов объединяет стремление выразить не столько идеи, сколько ощущение этих идей, их переживание, выраженное в метафоре. В результате стилистика обоих во многом продолжает следовать принципам поэтики экспрессионизма и (особенно у Ионеско) Антонена Арто.

Однако «театр абсурда» в чистом виде (а в чистом виде редко что существует в действительности) отвергает в равной степени и рационализм, и иррационализм, оказываясь ближе в своих исходных позициях к дадаизму и объявляя, что в основе существования лежит Ничто. Такая равная неоправданность всех явлений жизни и вызывает анархический, «черный юмор» абсурда, процветавший после войны не только в театре, но и в прозе, и в обиходе так называемых «детей абсурда», группировавшихся вокруг парижских кабачков экзистенциалистов в Сен-Жермен де Пре.

Одной из наиболее колоритных фигур послевоенной парижской богемы был умерший в 1959 г. Борис Виан.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031