Личный произвол

На заре буржуазного общества государство превозносилось как сила, призванная обуздать личный произвол, создать порядок, который умерил бы частные эгоистические стремления, объединив всех во имя некоего общего блага.Личный произвол Правда, наиболее дальновидные мыслители уже тогда понимали опасность, таящуюся для человечества в чрезмерном усилении государства, к тому же управляемого всего-навсего одним человеком. Поэтому, начав с поддержки абсолютизма, гуманистическая мысль через некоторое время метнулась в сторону крайних форм демократии. Но во время буржуазной революции во Франции кратковременная демократия существовала как власть, основанная на терроре, и завершилась восстановлением единовластия.

Государство и отдельный человек — противоречие между ними получает освещение во многих драматических произведениях последних столетий. Драма периода мировой войны видит в тоталитарном государстве огромный аппарат организации массовых убийств, силу, для которой не существует НИ отдельного человека, пи человечности. В противовес этой огромной бездушной машине искусство изображает отдельного человека. Эта песчинка в огромном и жестоком мироздании совсем не так ничтожна, как может показаться. Драматурги пытливо вглядываются в душу современного человека, в строй его мышления. Они производят переоценку тех моральных принципов, которые признавались основой нормального поведения.

Происходит полное перемещение акцентов. Натурализм конца XIX в. провозгласил, что человек есть производное от биологической основы и социальной среды, в которой он существует. Этот принцип, столь важный для всех направлении, перекладывавших вину за несовершенство человека на общество, теперь полностью пересматривается.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031