Молчание Мора

Скорее даже не то, что я верю, а то, что я верю в это…» (курсив автора).Молчание Мора А в другой раз, отказываясь принести присягу королю, объявившему себя главой церкви в Англии, он заявляет: «Я не уступлю, так как я противлюсь этому — я противлюсь — не моя гордость, не моя злоба, ни какие-либо другие мои склонности, но я делаю это — я!» (курсив автора). И далее, обращаясь к дочери: «Когда человек дает присягу, Мэг, он держит свое «я» в своих собственных руках, как воду, если он разожмет пальцы, тогда (курсив автора) — у него нет надежды обрести себя…» «Душа человека — это и есть его «я» — так считает Мор Болта.

Он верит в молчании и молча пытается протестовать. Но молчание Мора грохотом прокатывается по Европе. Его молчание звучит, как набат, оно волнует, будит мысли. Истина-бог, которой служит Мор, требует от него воспротивиться воле короля и стать на сторону папы, хотя, как и Лютер он вовсе не идеализирует папу, знает ему настоящую цену. Но ведь дело вовсе не в папе. Как и Лютер, Мор выступает против посредников между ним и верой. Таким посредником попытался стать король, тем самым он стал противником Мора. Чтобы сохранить свою веру, выразить ее до конца, Мор вынужден был стать героем.

Было бы неверно пытаться установить связи между главным героем драмы Болта и представителями народа, пытаться усмотреть в образе какие-либо народные черты. Лютер Осборна хоть временами был по-простонародному грубоват, что-то перешло к нему от отца. Мор Болта в еще большей мере, чем Лютер Осборна, одинок. В нем даже есть своего рода аристократическая утонченность, рафинированность интеллигента. К народу он не имеет решительно никакого отношения. Болт также произвольно обращается с историей. Ему нет дела до социалистических взглядов Мора, его знаменитой «Утопии», он не раскрывает истинные причины, которые привели Мора к казни.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031