Музыкальная речь

Поскольку здесь это невозможно, скажем лишь, что Шенберг решительно преобразует музыкальную речь оперных героев, способ их высказывания, способ экспонирования и раскрытия образов. Опера не имеет традиционного деления на арии, ариозо, речитативы. Единый сплошной фон, на котором действуют главные герои, представляет собой хоровую ораторию с солистами. Их соло и ансамбли — лишь более или менее развитые реплики. На протяжении всей оперы происходит почти непрерывный словесный поединок Моисея и Арона, причем партия Моисея — это ритмизованная и местами вокализованная декламация, совершенно чуждая оперному пению, в то время как Арон имеет «оперную» партию. Композитор разнообразно использует выразительные возможности столь полного контраста.

В послевоенной Германии оперные традиции нововенской школы развиваются весьма своеобразно. Один из примеров — Вольфганг Фортнер, который принадлежит к группе немецких «недогматических», «компромиссных» авангардистов и остается последователем Шенберга в области музыкального языка, что, однако, не мешает ему выходить за рамки музыкально-театральных принципов Берга и Шенберга. К театру этот композитор обращается эпизодически, но ею «Кровавая свадьба», лирическая драма по Гарсиа Лорке, с полным правом считается едва ли не лучшим в этом жанре произведением немецкой послевоенной музыки. Фортнер вводит свою музыку в трагедию Гарсиа Лорки очень осторожно, детально дифференцируя звуковой материал. По существу это не опера. Власть композиции и текста драмы здесь решает все. Фортнер сохраняет не только дух произведения Гарсиа Лорки, но и темп развития действия и особенности стиля, совсем не прибегая к музыке там, где она не могла бы ничем обогатить текст.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031