Немецкий гений изучал панораму современного человека в телескоп, как бы на огромном отдалении от нее, он показывал трагедии века общим планом, с учетом гигантской исторической ретроспективы. Француз, воспитанный в школе Декарта, бесстрашно подошел к нашему «веку-волкодаву» вплотную, вооруженный лупой, готовый продемонстрировать человечеству все его уродства.
Брехт и Сартр являются противоположными полюсами кульминационного этапа в развитии интеллектуального театра XX в. Их интеллектуализм 30-40-х годов поэтому, в конечном счете, должен быть воспринят в некоем единстве. Выраженный в этом единстве насильственный разрыв двух противоположностей сам по себе отражал трагические антиномии тогдашней действительности.
Брехт создавал свою драматургию и свою теорию «эпического театра» в эмиграции. «Театр Брехта» как целое увидел и узнал свою публику только после второй мировой войны, т. е. с историческим опозданием в двадцать лет. Трагическая закономерность есть в том, что лишь после второй мировой войны мечты н открытия Мейерхольда и других деятелей революционного искусства в сфере массового площадного театра улицы осуществились в практике «Берлинского ансамбля». Сартр же — целиком явление военное и послевоенное.
Он массам не доверяет, театр его замкнут и обращен к индивидууму- Не к личности, не к глубокой личностной субъективности, а всего лишь к индивидууму в его политической и общественной функции.
В то время как в творчестве Брехта нашла завершенное поэтическое выражение марксистская социология, исторический материализм обрел здесь небывалую убедительность притчи, доступной каждому.