Опера с элементами мистериальной драмы

Опера с элементами мистериальной драмы, чем-то напоминающая также и легенду Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», обнаруживает серьезные намерения автора, характерные для послевоенного западноевропейского театра вообще. Это попытка осмыслить самые общие, самые глубинные коллизии исторической действительности и коренные мотивы человеческого поведения. В пьесе Эгка исследуется такая ситуация; голод правит миром, голод и страх вынуждают людей отречься от всего, что делает их людьми; но голод и страх не есть нечто вечное и необходимое. Это сатанинский заговор против людей. И единственная сила, способная его разрушить,- сила духа, искупление вины людей жертвенным подвигом.

По форме «Ирландская легенда» — в полном смысле слова опера. Музыка и речь приведены в ней в равновесие. Избежать штампов и выродившихся условностей помогает и выбор фольклорного материала, и строгий контроль над всеми деталями литературного текста. Чрезвычайно строгая экономия «предметности» и «образности», скупость самого действия, урезывание всего изобразительного и описательного для этой оперы весьма характерно. Между тем Эгк не стоит на позициях реформатора оперного театра. В одном из своих высказываний он назвал оперу «волшебным чудищем, не-правдоподобным, как крылатый конь, н соблазнительным, как пышнотелые сирены». Эгк не обладает ни бескомпромиссностью «авангарда», ни своеобразной исключительностью Орфа. Он обычен, что и делает его произведения более удобными для быстрого освоения театрами. Усилиями именно таких композиторов, как Эгк и Бриттен, только и может существовать современная опера, оставаясь на грани «нормативного» и все же не теряя качеств подлинного искусства.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031