Оперная трактовка комедии

Впервые Орф обратился к «Сну…» в 1917 г. под впечатлением от опытов Отто Фалькенберга в его мюнхенском театре, не оперном, а драматическом. И целью Орфа с самого начала была не оперная трактовка комедии, но и не обычная иллюстративная театральная музыка. Орф постепенно приближался к «синтетической драме», исходя из оригинальной идеи сближения музыкального и драматического театров. Он предложил на этот раз такой вариант: игра без антрактов и декораций на пустой площадке; маленький ансамбль струйных и деревянных помещается прямо на сцене, на глазах у публики, чтобы «уничтожить всяческие иллюзии». (За сценой, правда, прятался невидимый источник всевозможных диковинных звучаний — оркестр ударных для сопровождения «волшебных» сцен.) Все театры отвергли тогда сочинение Орфа, но он продолжал свои опыты независимо от Фалькенберга, который наперегонки с Орфом стремился решить ту же проблему музыкальной интерпретации шекспировской комедии. В 1957 г., уже после смерти Фалькенберга, один из многочисленных вариантов орфовской интерпретации игрался в Гейдельберге под открытым небом. Вся музыка была записана на пленку и транслировалась через репродукторы, развешанные па деревьях и стенах.

Орф трактует «Сон…» не как романтическую сказку, не как фантастическую комедию эльфов, а как драму Эроса, драму любви. Влюбленные — трагически-возвышенные образы пьесы, а нежиые эльфы — скорее злые кобольды. Сквозной музыкальной канвы в интерпретации Орфа вообще нет. Музыка, там, где она появляется, сохраняет и подчеркивает ритмы стиха и его акценты. Очевидно, что она выросла из опыта реяшесера и актера, а не композитора и дирижера, стоящих далеко от сцены и занятых звучанием оркестра.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031