Оперное благозвучие

Вполне естественно, что оперное благозвучие в беспросветной социальной трагедии упрощает проблему в ее художественном решении. Недаром и многие художники, и наиболее чуткая часть слушателей до сих пор сомневаются в возможности вообще пропеть онеру, например, о фашистских лагерях смерти, даже если такая опера хорошо «сделана». А между тем. подобные произведения время от времени появляются на оперном горизонте.

Среди послевоенных опер едва ли удастся найти что-либо драматургически и образно более родственное «Воццеку» Берга, чем «Питер Граймс» Бриттена, а между тем правоверно-тональный музыкальный язык этой первой оперы английского композитора чрезвычайно удален от звукового мира Берга. В то же время более поздняя опера того же Бриттена — «Поворот винта» — успешно использует средства атонального и серийного письма, когда образная система и психологические мотивы ее восходят скорее к поэтической атмосфере символистской драмы Дебюсси — Метерлинка («Пелеас и Мелисанда»), чем к венскому экспрессионизму.

«Питер Граймс» поставлен 7 июня 1945 г. в лондонском театре «Седлерс Уэллс». Либретто принадлежит Монтегю Слетеру и сделано из поэмы Джорджа Крэбба. (Сюжет взят Крэббом из уголовной хроники.) Это в полном смысле слова «случай», происшествие. Композитор дает ему художественную интерпретацию в «трагедии рока», не осуждая, не оправдывая, не пдеализируя своего героя. Хотя Бриттен не отказывается здесь от традиционного иллюзионизма оперной сцены н создает детализированный бытовой фоп действия, «Питер Граймс» — по существу монодрама, где человека, восставшего против судьбы, против своего жизненного status quo, побеждают вне человека стоящие стихии: людская толпа, коварное бурное море и рок — судьба неудачника.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031