Ощущение греха

Ощущение греха

Ощущение греха, испытываемое Селией, не имеет жизненной основы. Она начинает ощущать что-то более далекое и одновременно более реальное для нее, чем жизнь. Может быть, здесь Элиот возвращается к концепции первородного греха. Селия — наиболее экзистенциалистский из героев Элиота. Ей представлена самая широкая возможность выбора: жизнь в реальности, похожей на сон, или не ведомая никому, даже доктору Райли, дорога к вечной жизни. Позже, уже в третьем акте, зрителю дано узнать, куда привела Селию эта дорога. Она вступила в какой-то христианский орден, попала вместе с миссионерами на остров и была распята во время резни, спасая больных чумой туземцев. Элиот не зря преподносит зрителю это сообщение уже в финале пьесы, в обстановке второй вечеринки с коктейлями, которую устраивает окончательно примиренная чета Чемберленов. Он хочет еще раз напомнить зрителю о судьбе избранных, заставляя их содрогнуться при описании ужасной смерти Селии среди спокойного, бездумного существования великосветской гостиной. Смерть Селии — еще один аргумент в пользу христианской концепции свободы, по которой человек волен выбирать, и если неверный выбор ведет к жизни, равной смерти, верный выбор ведет к полному духовному прозрению, пусть через страдание и смерть. Смерть Селии важна для Элиота еще потому, что она, как Беккет и Гарри, страдает за грехи мира и напоминает нам, что «кровь мучеников падает на наши головы».

Именно смерть Селии в финале пьесы должна заставить зрителя совершенно иначе оценить события и понять, что ее мученичество и путь, выбранный Чемберленами,- это две стороны одной медали, что они составляют части одного узора, определенного волей бога.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031