Первый план

Первый план

В «Антигоне» Орфа многое необходимо отодвинуть на второй план, чтобы за монументальными контурами «возрожденной» культовой драмы античности проступило то, что столь непреложно и прямо вычитал в хрестоматийном сюжете Жан Ануйль. Без сомнения, и Орф создал свою трагедию ради современной Антигоны и современных ассоциаций, которые так точно определены в «Берлинской Антигоне» Хох-хута. А музыкальное прочтение трудного текста Гельдерли-на создает лишь дополнительный шифр, добавочное «сопротивление материала» и ставит увлекательные технические задачи для музыканта.

В «Гармонии мира», идейно перегруженной, тяжеловесной опере Хиндемита, выступает на первый план проблема жизненного выбора для ученого-интеллигента, подобная той, что поставлена Брехтом в «Жизни Галилея».

Из сказанного ясно, что новая музыкальная драма, какой бы ущерб ей ни нанесла исторически неизбежная кризисность оперного жанра, развивается в русле современного театра, частью которого она и является. И в опере сегодня театр дискуссии берет верх над театром иллюзий. «Жизнь как она есть» не имеет особого значения для существа дела ни в одном из названных нами произведений: ни «местный колорит» «Питера Граймса», ни историческая реальность «Гармонии мира», ни скульптурная атичность «Антигоны» на исход дискуссии не влияют. И даже в случае с изящной стилизацией Стравинского нам приходится констатировать, что ее игровое, насмешливо отчужденное от дискуссий времени лицо тоже есть лик времени, даже если это время намеревается здесь отдохнуть от самого себя.

Если опера способна войти в столь тесные контакты с жизнью, если она перестает быть редким и для большинства случайным празднеством чистого искусства, то она рано или поздно должна расстаться со своей застывшей и замкнутой эстетикой.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031