Первый взгляд | Современный зарубежный театр

Первый взгляд

Первый взгляд

Взятые сами по себе, они представляют полную абракадабру. Нелепость речей и поступков персонажей в них настолько очевидна, что это и подало повод назвать драматургию такого рода «абсурдной».

На первый взгляд это и в самом деле так. Когда же прошел первый шок, вызванный антипьесами, стала очевидной, во-первых, их пародийность. Слова, слова, слова интеллектуального театра громоздятся с такой стремительностью, противоречия мнений приводят к такому сумбуру, к такой относительности всех понятий, что достаточно небольшого усилия, и доведенный до своей крайности принцип действительно приводит к абсурду всю игру ума интеллектуальной драмы. Поэтому не все ли равно, какие слова будут говорить персонажи? И у Ионеско они говорят то, что не имеет смысла.

Самоо забавное, однако, что бессмыслица речей в антипьесах почти натуралистически воспроизводит то, что можно и в самом деле услышать в повседневности. Автоматизм мещанского быта таков, что речь утрачивает свои функцию выражать мысли и желания человека. Она становится набором слов, лишенных мысли, не отражающих ни душевного состояния человека, ни свойств окружающей его среды. Слова употребляются без всякого смысла. Словесная шелуха заполняет жизнь обывателя.

Логика жизненного поведения находится на том же уровне, что и речи людей, живущих автоматически. Человек — не личность, а набор бессмысленных поступков, осуществляемых с упорным убеждением в их необходимости, а на самом деле алогичных и абсурдных.

С точки зрения чисто театральной оказалось, что антипьесы имеют свои специфические качества, которые следует принять во внимание. В них есть действенность, проявляющаяся отнюдь не в логически и причинно обусловленных поступках, а действенность в чистом, или, если угодно, абстрактном виде.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031