Пренебрежение чувством художественной меры

Может быть, в этом и заключается ошибка, некоторое пренебрежение чувством художественной меры в общей концепции произведения. (Если рассказ Генри Джеймса, послуживший основой для либретто, и соприкасается в какой-то мере с тривиальными «историями о привидениях», то все же там призраки существуют лишь в воображении экзальтированной девицы-гувернантки.) Рассказ у Джеймса ведется от лица гувернантки, взявшейся за воспитание сирот. Либреттист же переключает ее рассказ в план реального действия и тем самым «материализует» ее видения, ее галлюцинации. Ей кажется, что душами детей владеют призраки. Защищая мальчика от таинственного призрака, гувернантка вторгается в хрупкий мир детской души и разрушает его. Душевная борьба не под силу ребенку. Он сломлен ее тяжестью и погибает. Но и «спасительница» оказывается на грани безумия.

Заглавие оперы отражает особенности ее композиционной структуры, связанной с сюжетом: музыкальная форма целого — тема с пятнадцатью инструментальными вариациями, которые прослаивают шестнадцать оперных сцен. Каждая из сцеп — новый поворот «винта». Последний поворот — трагическая развязка таинственной, глубоко скрытой в душе мальчика Майлса драмы.

Бриттен сумел создать в своей опере замечательно тонкий мир чувств и настроений, мир поэзии детства, особенно в «пейзажных» картинах некоторых инструментальных вариаций, в самих наивно-старомодных «Призраках», в приметах ушедшей в прошлое старой диккенсовской Англии. И Майлса Бриттен, вероятно, задумал «диккенсовским» мальчиком, но заменил активную жизненную борьбу диккенсовских детей и приключенчество борьбой побуждений и чувств в чисто психологическом плане.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031