Процесс дезидеологизации, о котором уже говорилось, затронул не только поколение, видевшее смены и крах некоторых идеологий первой половины XX в., коснулся он — п притом особенно остро! — именно молодежи, для которой духовная опора особенно нужна в начале жизни. Такой духовной опоры поколение, которое обрело сознательность в 50-е годы, не нашло для себя.
Важно отметить, что речь шла именно о духовной катастрофе, а не о возможностях социального благополучия. Как раз последнее в некоторой степени становилось возможным в условиях стабилизации экономики капиталистических стран. Но молодежь отказывалась от того, чтобы становиться на буржуазный путь. Его страстно отрицает Джимми Портер, герой Осборна. Но ни к какому другому берегу он тоже не в состоянии пристать.
В США предшествующие годы были богаты пьесами значительного идейного содержания. Они отличались острыми конфликтами. В них было много подлинной театральности. Но наиболее нашумевшие из пьес были лишены живых и глубоких человеческих характеров. Эту традицию поддерживали на театре лишь отдельные писатели, в особенности Ю. ОНил, чье позднее творчество все более настойчиво прокладывало себе путь на сцену. Оно несло зрителям конфликты, вся сложность которых обусловливалась характерами, удивительно богатыми в своей психологической основе. Традицию поддерживали такие писатели, как Л. Хеллман, А. Миллер, Т. Уильяме, писатели более или менее ортодоксальные в своей драматургической технике. А. Миллер больше других позволял себе отступать от реальных форм действия и сюжетосложения. Но и его значение все же более всего определяется созданием живых человеческих образов.