В разных формах интеллектуализм и, в частности, сартровская теория ситуации, продолжает быть одним из средств анализа человеческого поведения в современных условиях, Однако на смену идут уже другие направления, связанные так или иначе с традициями интеллектуальной драмы, но резко отличающиеся от нее по самой своей структуре.
Различные метаморфозы интеллектуализма и других направлений послевоенного искусства в Европе отмечали собой определенные этапы возвращения человека к самому себе, преодоления тех разрывов, которые произвел фашизм.
Но обнаружилось, что, «вернувшись к самому себе», человек без идеалов добра жить не может.
Настал исторический момент, когда критика безыдеальности современного буржуазного общества в том виде, в каком оно стабилизировалось к началу 50-х годов, когда экономические последствия войны были ликвидированы,- должна была вестись с позиций новых идеалов.
В европейском искусстве второй половины 50-х и начала 60-х годов возникают направления, совмещающие в себе жесточайшее разоблачение всех институтов буржуазного общества сверху донизу,- в прошлом, настоящем и в будущем,- с прочной, не либеральной а воинственной, готовой к любой схватке позицией гуманизма. Концепция человеческой личности получает целостность и полноту, восстанавливается связь с культурным наследием человечества; технократии, «индустриальному капитализму» и прогрессу комфорта противополагаются понятия человеческой души, потребности духа, поиски смысла жизни. Проповедь любви теперь связана с идеей внутренней независимости человека.