Реальная перспектива

Не значит, что уже видна реальная перспектива социального переворота на Западе,- некоторые процессы, как оказалось, имеют более длительный характер, чем хочется людям,- но что кризис общества налицо, об этом драматургия Запада свидетельствует со всей непреложностью.

Должен ли художник в таких условиях отражать в своем творчестве желаемые перемены? Казалось бы, да.Реальная перспектива Ведь говорим же мы о том, что передовое искусство отражает не только действительность, но и перспективы ее развития. Все зависит от того, как понимать слово «перспектива». Если считать, что перспектива — это то, чего люди желают, тогда искусство надо наполнить мечтами и иллюзиями. Такое искусство возможно, оно всегда существовало и существует (не принося никакой пользы). Но перспектива в искусстве реалистическом должна опираться па реальность. Она может эту реальность чуть-чуть обгонять, но при условии, что будущее уже практически обозначилось в действительности.

Обозначилось ли это будущее в действительности стран Запада? Будь это так, непременно нашелся бы хоть один художник, который отразил бы начавшийся процесс слома и кардинальных перемен. Этого нет, и потому искусство в целом, и в том числе драма, молчит об этом. Но жаждой перемен это искусство полно. Она выражается по-разному, больше же всего криками отчаяния, проклятиями по адресу действительности, как она есть. Проще всего принять это за пессимизм, концепцию, как будто легко прикладывающуюся к драматургии Запада. Но неужели необходимо много проницательности, чтобы понять простую вещь: какие бы общефилософские, мировоззренческие формы этот пессимизм ни принимал, он в конечном счете выражает то, что прогрессивные возможности развития капитализма исчерпаны. Это пессимизм по отношению к буржуазному обществу, принимающий иногда космические формы, но от этого, по существу, не менее определенный по своей социальной направленности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031