Роль личности в истории

Нам неизвестно, как теперь отнесся бы Сартр к открытиям советского театра и театра других стран в сферах брехтовской мысли.Роль личности в истории Да это и не важно. Важно то, что человеческая личность и ее внутренний мир, ее трагические взаимоотношения с миром заняли на современной сцене центральное место. И тут историческая заслуга французских интеллектуалистов не должна быть забыта. Справедливо их убеждение, что исторический процесс отнюдь не безразличен к поведению «отдельных людей»; что только сами люди могут тешить себя иллюзией безразличия к истории. История же к людям, как известно, беспощадна и каждого ставит на свое место. Но именно поэтому такое значение для общества приобретает поведение индивидуума, идея личной ответственности каждого — будь он философ, как Сартр, гений, как Галилей, или просто конторский служащий.

Ленин писал: «Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории,- история вся слагается именно из действий личностей»… В этом и состоял смысл сартровской реплики Брехту, хотя значение и следствия поступка, «выбранного» индивидом, Сартр волюнтаристски преувеличивал.

Брехт считал, что необходимо социальное переустройство мира, что стоит лишь изменить условия, как человек станет самим собой. Об этом написана его великая эпическая драма «Матушка Кураж и ее дети». Сартр, напротив, склонен был считать, что стоит лишь человеку стать самим собой, как он сразу изменит условия своего существования. Совершенно очевидно, что в одном случае абсолютизируется необходимость, закономерность, объективный мир, в другом — мир субъекта, свобода воли. Из «царства необходимости» Брехт как марксист хотел логикой самой этой необходимости перейти в «царство свободы».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031