Сгусток фантастической демагогии

Сгусток фантастической демагогии

Если спроецировать этот сгусток фантастической демагогии на действительность, то окажется, что ничего фантастического в ней нет. Когда слово «умиротворение» означает кровавое подавление национально-освободительного движения, «национальный социализм» — фашистскую диктатуру, а слова «труд делает свободным» написаны на воротах лагеря смерти, речь Мамаши Пип воспринимается как газетный отчет.

А пока что Ионеско изображает, как омертвевший язык, будучи лишь выражением прописных истин, захватывает лишенного внутренней цельности «человека без качеств» в свои тиски и превращает его в марионетку. События на сцене — это лишь как бы иллюстрация того, что происходит в результате соприкосновения фарсовой марионетки с логически оформленными нормами абсурдного бытия. И если в «Лысой певице» последствия такого соприкосновения скорее комичны, то в дальнейшем буффонада сменяется кошмарами.

О таком двойном преломлении исходной ситуации говорит сам Ионеско, описывая два психологических состояния, лежащих в основе его пьес: чувство невесомости, с одной стороны, и тяжести — с другой. Эйфорическая легкость создает впечатление нереальности мира, тяжесть, кажется, вызвана всей обрушившейся на человека вселенной.

В обоих случаях мы имеем дело с отсутствием внутреннего содержания у «человека без качеств», который, не имея сил сопротивляться натиску действительности, бывает вышвырнут ею, либо раздавлен. И каждая из написанных вслед за «Лысой певицей» пьес так или иначе отражает это.

В комической драме «Урок» постепенно сникает, а потом оказывается убитой разошедшимся профессором ученица, которая, обучаясь сначала арифметике, а потом лингвистике, не может противостоять потоку обрушиваемой на нее псевдонаучной и псевдологичной белиберды.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031