Социально-политический характер

Социально-политический характер

Лютер не отрекается от самого себя, не капитулирует, он остается таким же, каким был с самого начала. И автор не осуждает своего героя, не видит в его поведении никакой угрозы для общества. Осборн лишь констатирует, что Лютер не примкнул к движению народных масс, а то, почему он этого не сделал, объясняет все содержание пьесы. Осборн обращается с историей произвольно, выбирает из нее ситуации и героев для построения теоретических концепций, ничего общего с историей не имеющих. Ему нет дела до того, что историческая реформация ставила своей целью ликвидацию феодального общества, что движение носило социально-политический характер. Его Лютер занят изменением и совершенствованием духовного мира своего времени, только духовного мира. И с самого начала он одинок и изолирован в этих своих благородных, но исторически ограниченных занятиях. Он верит только в могущество слова, мысли и не верит вовсе в силу объединенных человеческих действий. Бунт Лютера против церкви — это бунт духа, бунт интеллекта, не более и не менее. «Мир может быть покорен словом, церковь держится силой слов»,- говорит он, обращаясь к рыцарю, подле которого лежит труп убитого крестьянина. И даже появление цветущей полногрудой жены-бюргерши с упитанным ребенком на руках подле Лютера в самом финале не очень компрометирует его. То, что мог, он уже сделал — способствовал духовному изменению мира. А на большее он не способен, большего он и не хотел.

Как и Иоанну из трагедии Бернарда Шоу, Лютера Осборна обвинили в ереси, потому что бога и священное писание он поставил выше власти церковников на земле. Его, как и Иоанну, отлучили от церкви за то, что он посягнул на ее силу, за то, что, минуя церковь, общался только непосредственно с богом. На этом близость Иоанны Шоу и Лютера Осборна кончается.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031