Современные западные теоретики

Современные западные теоретики

Бентли, скажем, ополчается против теории «неинтеллектуального», ритуального происхождения драмы,- теории, из которой исходит в своих размышлениях Ф. Фергюссон. Однако для обоих теоретиков драма — это «концентрированная реальность», воплощающая единство идеи и чувства, идеи и факта,- хотя один исследователь (Фюргюссон) называет это мифологическим свойством драмы, «подражающей действию посредством действия», а другой (Бентли) подчеркивает «чувственную интеллектуальность» театра.

Современные западные теоретики драмы исходят из критики «механизированной» жизни, разделившей идею и чувство, технический прогресс — и общественное, идеологическое, психическое развитие современного человека. И театр призван быть местом, преодолевающим это неизбежное, с точки зрения общественно-исторической, разделение. Отсюда — такое внимание, уделяемое в этих работах объективизации на театральной сцене, в театральном действии современного мировосприятия, куда на равных правах входят рациональное осознание закономерностей и чувственная реакция на их каждодневные проявления.

При более общем взгляде трагический ритм — основа театра для Фергюссона, интенсификация жизненной борьбы — источник театрального эффекта у Бентли, «театрализованная» оппозиция у Мельхингера представляются чем-то существенно близким: речь идет о театре как средоточии трепетного нерва жизни, образного воплощения общественных коллизий и непосредственного отклика каждого из участников этих коллизий.

По сути дела, эти концепции служат дополнением одна другой.

Фергюссон утверждает единство ритма, действия, структуры, воплощающих единую «идею театра»; Мельхингер пишет о единстве театральной формы, отражающем единую духовную функцию театра; Бенгли — о единстве общественного чувства и общественной реальности, лежащих в основе театрального представления.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031