Стихотворная форма

Очевидно, самой большой ошибкой автора было то, что, стремясь к наиболее полному единению формы и содержания, Элиот все больше и больше взрывал это единство. Особая стихотворная форма, изобретенная поэтом, стремилась к максимальному упрощению, а идея, которую она должна была выразить, не становилась проще и не хотела влезать в рамки принятой автором драматургической формы. Трагическое религиозное мировоззрение поэта постоянно находилось в противоречии и с капризными поворотами сюжета, и с языком пьесы.

Нет критика, изучавшего творчество Элиота, который не признал бы шедевром «Убийство в соборе». И это не случайно. В своей первой пьесе Элиот не стремился потакать вкусам зрителя. Он написал трагедию мученичества, до сих пор трогающую сердца. Блестящее единство морально насыщенной темы и красивого ритмично-приподнятого стиха увлекает аудиторию, даже если ей чужда христианская этика автора.

Что же делает Элиот дальше? Он оставляет неприкосновенным идейный остов пьесы, но плетет вокруг него сеть головоломных символов, заставляет персонажей играть двойные роли, а зрителя — разгадывать сложнейшие шарады, чтобы прочесть ничего ему не говорящее изречение из библии.

Великолепные комедии Оскара Уайльда тоже имели два смысловых уровня. Но Уайльд писал комедии о жизни высшего общества, чтобы показать гнилость его морали под блестящим покрывалом светского лоска. Элиот пишет великосветские фарсы, чтобы предложить тому же обществу средство от всех бед — божественную любовь, гарантирующую вечный рай на небесах.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031