Строитель собственной империи

Служанка от них уходит, а дочь, оказавшись на площадке, не может вернуться, так как дверь таинственным образом захлопывается. В третьем акте отец уже один появляется на чердаке, преследуемый шумом. Дальше идти некуда, он умирает. Кроме персонажей со словами, на сцене постоянно присутствует бессловесное существо Шмюрц, хромающее, в окровавленных бинтах, одетое в тряпье. Действующие лица, кажется, не замечают и не упоминают его, но постоянно обрушивают на него удары, особенно в минуты раздражения. Непосредственно перед смертью отца падает и Шмюрц.

Эту пьесу обычно толкуют как аллегорию приближающейся смерти, от которой тщетно бежит человек — строитель собственной империи. Мотив постоянного сужения круга жизни, выраженный в пьесе уменьшением пространства вокруг героев, имеет параллели в творчестве других авторов, в связи с этим можно упомянуть имя Беккета. С другой стороны, следует помнить, что «Строители империи» — глубоко личное произведение человека, постоянно ожидающего смерти (Виан страдал от тяжелой болезни сердца и вскоре умер). Фигура Шмюрца, следовательно, может быть не только материальным воплощением смерти, которой в жизни пренебрегают, но и олицетворением страдающей физически телесности человеческого существования, о которой здоровые мало думают.

Таким образом, в отличие от ранее написанных фарсов, где драматической основой является неожиданная последовательность невероятных эпизодов, а также комизм положений и языка, «Строители империи» представляют собой параболу, символический образ. Такое разграничение, разумеется, условно: Отец в последней пьесе такой же тупой мещанин, как и герои «Живодера» (упоминается также, что он сам был раньше живодером). Изображая лишенного всякой духовности варвара-буржуа, Виан неизбежно обращается к фарсу, где герой всегда — глупая кукла.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031