Свобода, по мнению Элиота

Свобода, по мнению Элиота, заключается в осознании воли божественного провидения и полном растворении себя в воле бога.

Некоторые положения философии и эстетики Элиота смыкаются с философскими взглядами христианских экзистенциалистов. Прежде всего, их роднит трагическое мировосприятие, связанное со страхом смерти и стремлением к бессмертию. Концепция свободы выбора тоже связана с экзистенциалистской философией. Горой Элиота обычно находится в замкнутой экзистенциалистской ситуации, он поставлен перед необходимостью выбора всем ходом жизни. Если герой пришел к этому в результате духовного просветления с сознанием необходимости посвятить свою жизнь высшей реальности, служению богу, если он полностью растворился в воле божественного провидения, то выбор его будет верным и через страдание он достигнет бессмертия в спасении своей души.

«Мы становимся людьми, когда оказываемся перед необходимостью принять решение и принимаем его в трудной критической ситуации, когда нет возможности узнать, поступаем ли мы правильно, и тогда мы должны действовать по своей вере». Эта концепция Кьеркегора, концепция «выбора», необходимости «решения и действия» постоянно встречается в поэтических драмах Элиота. «Когда Элиот говорит о примате сверхъестественного, он только вторит голосу христианского экзистенциализма»,- пишет А. Джордж, исследователь философских и эстетических взглядов Элиота.

В страдании и мученичестве, кроме достижения личного бессмертия, есть для Элиота другая морально-этическая сторона. Далеко не все члены общества, которое Элиот мыслит как христианскую общину, находятся на уровне духовного познания, которое может стать отправным пунктом для полного посвящения себя богу.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031