Трагический ритм

Трагический ритм

Только тогда выявляется поэзия этого «парадоксального театра, который рядится в одежды самой жизни, а не искусства». «Поэзия «Приведений» лежит за гранью слов, в дета визированном действии, там, где Ибсен с точностью угадал трагический ритм человеческой жизни, проявляющий себя в тысячах мелких узоров». Поэзия чеховской драмы заключается в проникающем пьесы Чехова чувстве единого действия: «Он предлагает нам различные варианты рационализации мира, различные образы и различные чувства, несводимые к одному чувству или к одной идее, указывающие на действие, на сцену, данную нам до всяческих рациональных формулировок и вне эмоционально окрашенных мнений тот или иного из персонажей» «.

Однако до конца постичь трагический ритм, неразрывно связанный с «общей ситуацией», с единым действием, современному драматургу не дано. Буржуазная гостиная — символ «закрытого» общества,- стенами которой ограничена «сцена-коробка», безучастна к трагическому ритму, подавляет истинную человеческую природу.

Соблюдение натуралистических условностей стоит даже Ибсену болезненно-романтической отдачи. В финале «Привидений» за окнами пресловутой «коробки» — гостиной встают рисованные снежные вершины. Драматургу приходится воззвать к самой природе, представить перед зрителем пикай не осмысленный пейзаж — лишь бы как-то художественно уравновесить позитивистски-натуралистическую поэтику всей пьесы, ее тезисную, узко-рационалистическую, плоскую «осмысленность». Равновесия, но Фергюссону, здесь не получается; получается эклектическое соседство рационального и чувственного начал, не сливающихся одно с другим и потому — каждое — до конца не реализованных.

Еще большая односторонность подстерегает современных Драматургов, возлагающих свои надежды только на разум пли только на страсть, чувство.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031