Вторая важная тема

Вторая важная тема

Возникает вторая важная тема, столь же истрепанная на сегодняшний день критикой, как и «потеря самоидентичности»: тема «некоммуникабельности», разобщенности людей и их принципиальной неспособности к общению. Здесь главное место уделяется критике языка как средства общения. Истоки этой критики — романтическое отрицание безликого слова-понятия, которое не может выразить глубоко индивидуального и сокровенного. Усугубляется она тем, что язык объявляется принадлежащим к сфере «неподлинного существования», находящимся, как выражается Хайдеггер, «во власти диктатуры публичности». Он, следовательно, безличен, штамп языка принадлежит всем и никому, так как не несет печати индивидуальности. Безличные герои Ионеско способны лишь па формальный обмен словами, ничего не передающий. Они замкнуты в самих себе, часто даже не ощущая трагедии этого.

Заменяя один штамп другим, они думают, что соответственно изменяется мир, на самом же деле все остается без изменения. У Жарри один из персонажей провозглашал: «Свобода — это рабство!» Мамаша Пип из пьесы Ионеско «Убийца не для заработка» точно так же демагогически вещает избирателям: «Я обещаю все изменить. Чтобы все изменить, не нужно ничего изменять. Меняют названия, но не вещи… Мы не будем преследовать, но будем наказывать и вершить правосудие. Не будем колонизировать, но будем оккупировать, чтобы освободить. Не будем эксплуатировать, но заставим производить. Принудительная работа будет называться добровольной. Война будет называться миром».

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031