Значение целого

В последнем эпизоде, когда Гарри «пересек рубеж, за которым страдание и опасность имеют уже другой смысл», сцена смерти Эми приобретает особую яркость на фоне замогильного холода, которым веет от пьесы. Эта сцена задумана автором как некий обряд погребения старого и рождения нового. Вносят пирог со свечами. Агата и Мэри начинают медленное кружение вокруг пирога, постепенно задувая свечи, и последние слова Агаты звучат уже в темноте:

Эти слова Элиота свидетельствуют о том, что события, снизанные с войной, не только не поколебали в нем уверенности в истинности его мировоззрения, но, наоборот, заставили его искать все новые пути пропаганды христианского учения. Элиот прекрасно понимал, что его предыдущая пьеса не увенчалась успехом, она оказалась головоломкой, в которой все символы ясны, но значение целого ускользает от зрителя. Драматург начинает отходить от холодного аскетизма своих первых пьес. Постепенно он понимает, что одинокая фигура мученика мало что говорит зрителю второй половины XX в., он сосредоточивает свое внимание уже не на теме мученичества, которая была для него основной, а на общество, которое по-прежнему осознается им как христианская община. Теперь в центре пьесы уже не святой, не исключительная личность, одаренная особым духовным видением, но отношение этой личности к обществу, к обычным людям. Автор хочет помочь этим людям достичь того представления о глубине сознания, которое кажется ему необходимым условием существования. Однако именно для того, чтобы помочь зрителю, открыть ему глаза на существование высшей духовной жизни, Элиот уходит от прямой проповеди христианства. Он пишет пьесы, внешне близкие не ему, а его аудитории, и с помощью ряда драматургических ухищрений пытается внушить своему зрителю иллюзорность его существования и показать новый мир, находящийся за пределами этой поверхностной реальности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031