Подвиг Антигоны

Ануйль мотивирует подвиг Антигоны с позиций конкретно-исторических и социально-философских — с позиций современности и на уровне мышления современности. Он отвергает понятие «рока» и ставит на его место понятие «истории» и «общества». Орф больше верит иррациональному «року», хотя и не так безусловно, как Гельдерлин. Орф рельефно и последовательно показывает три пути становления и само-сознания личности в столкновении с внеличным «законом государства».

Девочка Антигона осознает себя и вырастает как личность через свой разрыв с Исменой, через «преступление» — нарушение закона и, наконец, через свой отказ от жизненного компромисса и готовность принять смерть.

Юноша Гемон, верный сын Креона, зачарованный личностью и властью отца, становится человеком, когда восстает против этой святыни и мужественно обличает в своем отце бесчеловечие слепой власти и «государственного ума».

Сам Креон — рупор идей государства — обретает свою потерянную личность лишь под ударами судьбы, лишь в осознании своей вины и в самоотрицании.

Для каждого из трех их страдания, их протест есть выход из унаследованного от предков «коллективно-бессознательного» мироощущения к хотя и условной, но единственно возможной свободе. Что дает нам основания усматривать в пьесе Орфа особое отношение к этим трем путям свободы? Каким образом он возвысил именно эти темы над всем комплексом идей, данных Софоклом и Гельдерлином?

Путь Антигоны, показанный как путь к нравственной независимости, в этом смысле не вызывает сомнений. Ее душевной борьбой и «отпеванием» ее заполнены две трети всего театрального времени в пьесе. Последняя треть посвящена драме Креона, и эта драма прозвучала у Орфа с огромной силой.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031