Круг идей

Круг идей, зашифрованных в образах Антигоны, Креона, Гемона, появился у Орфа раньше, чем была создана «Антигона». В 1947 г. состоялась премьера «Бернауэрин», воплотившей ту же идею «героического мифа», способного возрождаться в любой благоприятный момент. Критики назвали «Бернауэрин» «баварской Антигоной». В романтической драме Геббеля убийство Агнес Бернауэр осознавалось как «государственная необходимость», с которой вынужден примириться глубоко несчастный человек. Орф в своей трактовке сюжета вернулся к простодушной человечности народной баллады о Бернауэрин, полемически противопоставив драме Геббеля свой новый и с точки зрения поэтических достоинств великолепный текст на старобаварском языке, по своему духу родственный скорее «Жанне дАрк на костре» Клоделя, чем «Антигоне» Софокла (канонизация и вознесение на небеса героини отмечены были неподдельным пафосом.

Но вернемся к «Антигоне»: ее тема — «государственная необходимость» убийства, столкновение двух сил — «нравственного закона» (Антигона) и интересов государственного престижа, престижа власти (Креон). Во имя престижа власти Креон вынужден многократно нарушить «нравственный закон» и требования человечности: во-первых, мстя врагу — Полинику и после его смерти («и мертвый враг — все же не друг»), во-вторых, обрекая на смерть безобидную и слабую Антигону, в-третьих, отнимая невесту у своего сына. Раскрытие этих коллизий у Орфа безусловно идет по пути нового, современного прочтения «героического мифа», однако не столь бескомпромиссно и свободно, как у Ануйля (1942) или Кокто (1927).

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031