Вторая поправка Мерсера к пьесам его предшественников выражена в основном тезисе трилогии: пока люди будут только размышлять, а не действовать, они не добьются ничего. Но в драматический конфликт с этим верным тезисом автора вступает неожиданно сам главный молодой герой — Колин, возбуждающий у его создателя весьма противоречивые чувства.
Колин не годится в сыновья Джимми Портеру или Ронни Кану, он скорее их младший брат. У них немало общего — страстность, смятенность, разочарованность, боль и драматизм. Режиссер спектаклей Дон Тейлор даже назвал Колина «страстным социалистом». Истово и свято поклоняется Колин поколению дедов: оно словно возведено им на торжественный пьедестал. Все дорого ему — и угольные трущобы, где жил дед и родился его отец, и честность, прямота, цельность дел и борьбы этого уходящего в прошлое поколения. Кажется, что любовь к дедам, как она ни сильна и благородна,- все же вторичное и производное от его ненависти к отцу и ему подобным, предавшим свой класс и свои идеалы. Эта ненависть сжигает его, властно охватывает его душу. «Это моральный, критический бунт, на который способны лучшие из его поколения, в противовес апатичности остальных»,- не без основания замечает товарищ отца Колина — Питер.
Начинает Колин с относительно спокойных, сознательных действий: он участвует в сидячих забастовках на Трафальгарской площади; не признавая себя виновным, отсиживает за это в тюрьмах; входит в «Комитет 100», носит значок борца против атомного и водородного оружия. Вдруг наступает острый, трагический кризис. На похоронах старого Тома, где присутствовали и шахтеры, чувствует Колин свое одиночество, свою отдаленность от простых людей: «Мы чужие им. Мы одиноки. Мой дед был другом Питера. Оба работали на той же шахте… Где человеческая связь между мною и ими?