Для Мельхингера театральная форма отражает не только социальную природу человека, но прежде всего вечное недовольство личности жизнью «как она есть». Сцена оспаривает реальную несправедливость уже самими элементарными театральными формами.
В этих формах спрятаны, сохранены, передаются от поколения к поколению поиски инобытия, иной, празднично ритуализованной жизни, свободной от буржуазной прозы, противящейся увековечению разделения труда, несправедливости, догматизма.
Понятие сценической иллюзии, «иллюзионизма», столь разноречиво и порой расплывчато понимаемое в театроведении, под пером Мельхингера — автора театральной энциклопедии «Драма от Шоу до Брехта» (1957) сужается и «идеологизируется». К иллюзионизму критик относится непримиримо, ибо иллюзионизм театральный, по его представлениям, облекает иллюзионизм морально-идеологический.
Диктат «двойного», морально-политического и сценического, иллюзионизма сковывал театр XVIII-XIX вв., своим жизнеподобием потакавший доктринерству и отражавший господство буржуазной морали и буржуазных идеалов, обернувшихся для ряда последующих поколений иллюзией.
Возрожденная на рубеже XIX-XX вв. театрализация, новая жизнь «элементарных форм» театра явилась естественным отражением бунтарского «антиконформизма» человека XX в., его ответом воцарявшемуся тоталитаризму.
Антииллюзионистская» тенденция к нарушению па сцене жизненных форм — ради создания новой автономной сценической реальности — адекватна в этом смысле тенденции нарушения жизненных норм, из-за их несоответствия стремлениям «взбунтовавшегося человека».