Идеологические кризисы

Идеологические кризисы

Идеологические кризисы, отставание общественных наук от естественных, кризис влиятельных искусствоведческих школ, да и многое другое осложняет работу современных западных исследователей драмы. Можно, думается, сказать, что основной чертой послевоенных теоретических работ, в которых так или иначе учитывается целостный опыт современной драмы, является попытка избежать одностороннего толкования искусства драмы — будь то односторонность символистов, формалистов, фрейдистов, мифологов или социологов. В послевоенные годы на Западе все реже появляются работы, воссоздающие традиционную структуру теории драмы — анализ отдельных элементов пьесы.

После войны у театральных теоретиков и практиков вновь возник интерес к органическим чертам драмы, неразрывно связанным с природой театра. Теория драмы 40 — 60-х годов вернулась к социальным и художественным первоосновам драмы и театра — подобно тому, как сама драма возвращалась к первоосновам общественной жизни. Особенно остро ставится вопрос о цельности драматического произведения. В связи с этим раздельное рассмотрение составных частей, элементов драмы уступает место анализу элементов (философия, структура, ритм, принципы художественного и сценического единства).

Три западных философа драмы, которым посвящен настоящий обзор, едва ли претендуют на место первооткрывателей в драматической теории. Без труда обнаруживается происхождение отправных положений разобранных выше работ. Станиславский, Антуан, Крэг, Мейерхольд, Евреинов, Арто на десятки лет предвосхитили развитие и практики, и теории театра.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031