Столкновение научной мысли и догматической веры

Еще до завершения оперы Хиндемит построил из того же тематического материала симфонию, которая стала в 50-х годах одним из самых популярных произведений современной музыки. Сценическая судьба оперы сложилась менее благоприятно. Симфонический вариант «Гармонии мира» разрабатывает лишь самые обобщенные, не зависящие от частностей сюжета темы, а опера страдает именно от обилия тем и сюжетных линий. В сравнении с «Гармонией мира», «Моисей и Арон» Шенберга, казалось бы, предел сложности для современной оперы с его концентрированным вокруг одной проблемы действием и всего лишь тремя персонажами (Моисей, Арон и «народ») оказывается гораздо более простым.

Первая тема оперы Хиндемита, данная уже в ее названии,- гармония мира, символическая формула научных поисков Кеплера и одновременно — его «философия жизни».

Вторая тема — столкновение научной мысли и догматической веры, невыгодного, недоходного знания и всесильного, прибыльного суеверия. В конфликт с наукой Кеплера вступают и его идейные враги и — невольно — преданные ему, близкие люди.

Особое место занимает тема Валленштейна и его кровавой утопии завоевания мира, которую полководец пытается «научно» обосновать идеями Кеплера о мировой гармонии. Эта тема, однако, менее всего раскрывается в музыке. Диалог Кеплера и Валленштейна едва ли вообще возможно было бы передать средствами оперного пения. Пение маскирует, зашифровывает и в конечном счете обесценивает этот текст, для передачи которого композитор применяет самые обычные средства суховатого «информирующего» речитатива. Кроме названных основных тем, опера наполнена множеством более частных, дающих свои сюжетные линии, свои драматические конфликты, и было бы достаточно даже одного из них, чтобы создать полноценное либретто.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031