Абсурдистские шутки Ионеско

Абсурдистские шутки Ионеско

Особенно наглядна она в «Стульях», где производится нагромождение стульев друг на друга в каком-то бешеном ритме. Впрочем, и ритм бессмысленных речей в «Лысой певице» и «Уроке» тоже обладает способностью наэлектризовать публику.

Абсурдистские шутки Ионеско были рассчитаны на парижскую публику, обладающую развитым чувством юмора. Но в них абсурдизм представал в своем наиболее невинном виде. У этого направления оказалась своя подспудная философия. Она обнаружилась в более поздних пьесах Ионеско. Но и в первых эскападах абсурдизма можно увидеть ее. С. Беккет своим загадочным «В ожидании Годо» сделал очевидным, что абсурдизм не только пародирует интеллектуальную драму, но и сам представляет собой направление с оп-ределенным умонастроением.

Можно уже составить целую антологию толкований этой пьесы, предложенных критиками разных направлений. Ее начисто зачеркивали как антихудожественное произведение, ее превозносили как чуть ли не величайший драматический шедевр нашего времени, равный по силе трагедиям Шекспира. Обе крайности неверны — одна не оценивает реального значения этого произведения в современном театре, другая переоценивает его.

Истина состоит в том, что «В ожидании Годо», как и другие пеьсы абсурдистского направления, выражает стремление дезидеологизировать искусство, сделать его выражепием мироощущения, а не идей о жизни. Это направление появилось не только в драматургии. Значительные слои общества в буржуазных странах прониклись в 50-е годы настроением, будто всякая идеология — ложь. Находились публицисты, которые всерьез уверяли, что пришел конец всем идеологиям. Сложная и запутанная ситуация мира в начале 50-х годов, когда «холодная война» уже становилась горячей (Корея) и возникла угроза нового всемирного катаклизма, родила умонастроение, сделавшее не только возможным, но и закономерным появление абсурдизма.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031