Мастерство низменных душ

Мастерство низменных душ

Мы считали, что мастерство низменных душ позволит справиться с благородными делами, что ловкость и эгоизм могут воодушевлять на самоотверженность, что черствость сердца может с помощью пустых речей породить братство и любовь. Мы отнеслись небрежно к существу Человека… Я не хочу впредь судить о человеке на основании готовых формул, оправдывающих его действия».

Пренебрежение духовной сущностью человека, беспринципный утилитаризм открыли дорогу хищнической морали фашизма, утверждающей безраздельное право сильного.

Но вернуть людям духовные ценности оказывается невыполнимой задачей в обществе, где ценность существует лишь в виде товара и как товар отчуждается. Переживание безнадежности этого стремления создает гротескную картину бездуховной действительности, которую мы находим в ранних пьесах Э. Ионеско.

Мысли, навеянные Экзюпери Америкой и высказанные им в «Письме к генералу X», кажутся как бы комментарием к написанной гораздо позже «Лысой певице» Ионеско: «Узы любви, связывающие сегодня человека с различными существами или предметами, так расшатаны и столь непрочны, что человек не чувствует больше, как раньше, отсутствия близких вещей и существ… холодильники взаимозаменяемы. И дома тоже, если они — лишь сборные. И жена. И религия. И партия… Пустыня в человеке». А вот что пишет Ионеско о своей пьесе: «Смиты и Мартэны больше не могут говорить, потому что они больше не могут думать; они больше не могут думать, потому что их больше нельзя задеть, у них больше нет страстей.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031