Творческий стиль Жана Вилара сложился в Авиньоне, на его театральных фестивалях. Необычная обстановка Папского дворца, перед древними стенами которого разыгрывались представления, поставила перед режиссером ряд сложных художественных и технических задач. Ему пришлось создать новую сцену — открытую площадку, глубоко вдававшуюся в зрительный амфитеатр. Актеры играли на широком просцениуме, который отделялся от первого ряда лишь тремя ступенями. Ни традиционного портала, ни рампы. Темная авиньонская ночь заменила занавес, а древние камни Дворца — писаные декорации. Вилар как бы возвращался к первоначальному типу театра на открытом воздухе, и спектакли его приобретали характер своеобразного торжества, церемонии, со своим строгим ритуалом, утверждавшим дух сообщества, дух единства.
Единая ночь окутывала зрительный зал и сцену. Игровое пространство обрисовывалось лишь светом прожекторов. Чередование света и тьмы создавало особый физический ритм спектакля. При отсутствии декораций первостепенное значение приобретал костюм, его цвет и форма. Музыка, органически включавшаяся в действие, великолепно дополняла звуковой образ спектакля.
Постановочные принципы, сложившиеся и утвердившиеся на фестивалях в Авиньоне, были перенесены Виларом на парижскую сцену во Дворце Шайо. Об этом сходстве постановочных приемов и их целенаправленности очень точно пишет Анн Филип: «Вилар привлек ночь под открытым небом и ночь, изображенную на сцене задниками из черного бархата, яркие красочные костюмы и прожектора «режиссера огней» Пьера Саврона для того, чтобы донести до зрителей, до самой широкой, самой народной аудитории всю драматическую поэзию спектаклей ТНП.