Архив за год: 2013

Драматургия абсурда

Драматургия абсурда

Являясь глубочайшим почитателем великого Брехта, Сартр утверждает, что в «Годо» Беккет учится у Брехта и является его прямым продолжателем; нам же представляется, что Беккет сам оказывается как бы в роли одного из брехтовских персонажей: в позиции изолированного и беспомощного индивида, который, будучи не способен понять природу подавляющих его сил, не способен и бороться против них.

Читать далее

Образ Масгрейва

Образ Масгрейва

Образ Масгрейва задуман Арденом интересно. Худой, высокий, требовательный и совершенно лишенный чувства юмора, он напоминает более проповедника, пастора, нежели кадрового вояку; автор пишет, что Масгрейв «мог бы хорошо служить при Кромвеле». Масгрейв видит в принятой на себя миссии нечто божественное и часто обращается за советом непосредственно к самому богу. Он просит, чтобы бог сохранил в ясности его разум, и очень любит слово «логика»: он хочет быть логичным во всем, следовать на земле логике, предпосланной свыше.

Читать далее

Немецкие современники Орфа

Немецкие современники Орфа

В музыкальной трактовке «Антигоны» Орфом — суровой и аскетичной — нет места никаким отвлекающим от основных проблем или снижающим общий пафос подробностям. Композитор совершенно отказывается от характерного «раскрашивания» фигур бытовыми чертами. Инструментальные отступления и хоры складываются в гибкую систему авторских комментариев, которые усиливают или, в некоторых случаях, заглушают блеск многокрасочных иносказаний и многословных сравнений текста. Античные пьесы Орфа («Царь Эдип» и «Антигона») обладают всеми достоинствами живых, нереликтовых произведений искусства. Возникшие целиком «из духа музыки», в своей специфической форме они существуют как один из возможных музыкальных вариантов трагедий Софокла, и уникальная форма их не совместима ни с каким другим содержанием.

Читать далее

Спектакли ТНП

Он ничего не навязывает, предоставляет актеру полную свободу в поисках образа, особенно на первых репетициях.Спектакли ТНП И постепенно подводит исполнителя к достижению предельной «выразительности тела и души актера», к выявлению основной идеи образа и к органичному вхождению в гармонический ансамбль всех сценических элементов спектакля. Великолепно чувствующий пластическую и музыкальную форму спектакля, Вилар добивается тончайшей согласованности ритма игры актеров с ритмом остальных компонентов спектакля. Актерское исполнение и все художественные средства, используемые режиссером, подчинены одной цели — яркому и выразительному раскрытию объективной действительности.

Читать далее

Строитель собственной империи

Служанка от них уходит, а дочь, оказавшись на площадке, не может вернуться, так как дверь таинственным образом захлопывается. В третьем акте отец уже один появляется на чердаке, преследуемый шумом. Дальше идти некуда, он умирает. Кроме персонажей со словами, на сцене постоянно присутствует бессловесное существо Шмюрц, хромающее, в окровавленных бинтах, одетое в тряпье. Действующие лица, кажется, не замечают и не упоминают его, но постоянно обрушивают на него удары, особенно в минуты раздражения. Непосредственно перед смертью отца падает и Шмюрц.

Читать далее

Театр абсурда

Театр абсурда

Ссылаются также и на театральную практику множества «кабаретных», «карманных» театриков, в которых на протяжении всего XX в. то расцветал, то затухал стиль эксцентрической актерской игры, стиль алогизма, перевернутости привычного. Все это так. Однако у французской драмы абсурда был непосредственный предшественник-интеллектуалист: Альбер Камю. Кстати говоря, творчество Камю было, кажется, единственным в экзистенциалистской французской драме, которое не подверглось осмеянию в «театре абсурда» в 50-е годы и отрицанию в 60-е.

Читать далее

Пьеса Виана

Пьеса Виана

Другая пьеса Виана «Завтрак генералов» (1951), в отличие от тотального нигилизма «Живодера», имеет более точный сатирический адрес (может быть поэтому ее поставили только в 1964 г., да и то не во Франции, а в Германии). В центре пьесы — инфантильный генерал Джеймс Одюбон Вильсон де ля Петрадьер-Френуйю, живущий под башмаком у матери и тайком от нее прикладывающийся к анисовке, покупать которую заставляет своего денщика на его деньги. Премьер-министр предлагает ему начать войну для того, чтобы расшатать слишком уж стабилизировавшуюся экономику и тем самым дать ей стимул для новой стабилизации. Одюбон, считающий, что война лишь вносит беспорядок в организованную жизнь армии, соглашается лишь при условии, что это приказ и он, следовательно, не будет нести ответственности, как за самостоятельно принятое решение. Собранный им генеральный штаб состоит из таких же олухов, как и он сам. После долгих дискуссий оказывается, что не решен вопрос, с кем воевать. Премьер спрашивает представителей США, СССР и Китая, не согласится ли кто-нибудь из них быть противником, но воевать никто не хочет. В результате войну решают объявить Африке (своего рода предсказание алжирской войны). Кончается пьеса тем, что в бункере, где генералы отсиживаются, следя по карте за велогонкой «Тур де Франс», которая по случаю войны происходит вне Франции, почти все персонажи стреляются, играя в «русскую рулетку» — сделанную несколько безопасней игру лермонтовского «Фаталиста».

Читать далее

Трагедия Антигоны

Трагедия Антигоны чиста и возвышенна. Это жертвенный подвиг. Трагедия Креона страшна и черна. Это картина разрушения личности, борьба с самим собой, гибель в пустоте, без опоры на какие-либо «моральные ценности» — при полном осознании вины и катастрофы.

Читать далее

Отношение к войнам

Отношение к войнам

Чтобы выразить свое отношение к войнам, занять четкую антимилитаристскую позицию, Джон Арден сочинил притчу о сержанте-дезертире Масгрейве, агитировавшем угольщиков против войны. Пьеса «Танец сержанта Масгрей-ва», написанная в 1959 г.,- еще не историческая пьеса. Сам автор обращает на это внимание, обозначив в подзаголовке — «неисторическая парабола». И время действия в ней не очень определенно: где-то между 1860 и 1880 гг. «Ничего страшного, если даже костюмы будут из эпохи Киплинга, как это было в лондонской постановке»,- заверяет Арден в предисловии. Время может быть удалено несколько больше или меньше,- но существенно то, что оно уже оторвалось от современности. Важно и изобразительное решение пьесы, также данное самим автором: черные дома, черный уголь, черные костюмы угольщиков на белом снегу, алые мундиры солдат и шлемы с блестящими металлическими шипами. Важны броские локальные краски, емкие философские обобщения, как и подобает в аллегорическом, иносказательном произведении.

Читать далее

Конечное существо

Конечное существо

Человек есть конечное существо, в нем не раскрывается бесконечность, и смерть принадлежит к его структуре. Сартр и Симона де Бовуар готовы видеть в смерти полояштельные достоинства. Мне представляется эта современная направленность поражением духа, упадочностью, смертобожничеством.

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031